Методы и средства защиты, спасения и самоспасения в кайтинге

ExtremeForum

Administrator
Методы спасения и самоспасения в кайтинге. Средства защиты и спасения в кайтинге. Какие бывают? За и Против!
Как помогать и спасать кайтера и его снаряжение, первая помощь, самоспасение и другое...
Шлем, жилет, лиш к доске, другое...
Подпишись на Экстрим-канал в Telegram

Возможно, это такая тема, которой не уделяется должного внимания при обучении. Отсюда масса вопросов и собственных суждений на эту тему у каждого, в зависимости от его уровня катания.

Главная цель темы - обсудить вопросы защиты, взаимопомощи, спасения и самоспасения в кайтинге. Эти знания могут пригодиться кайтерам в нештатной ситуации. Понятие спасения в кайтинге подразумевает навыки, как правило, не связанные с медициной или только частично.

В первую очередь, для безопасности важно не создавать предпосылок к опасности. Тогда вероятность нештатных ситуаций и травм снизится в разы. Но не до нуля, т.к. кайтинг это экстремальный вид спорта и травмируются даже прорайдеры :(

Возможно, будет полезной тема Аптечка кайтера и первая помощь
 
Последнее редактирование:

ExtremeForum

Administrator
Самоспасение на кайте

Допустим, у вас произошла некая нештатная ситуация: скис ветер, порвалась стропа, упал кайт на воду, а поднять не можете...

Последовательность действий:

Шаг первый – отстрел кайта на лиш
Активируем отстрел на чикенлупе. Как правило, активация происходит "от себя". На старых моделях кайтов может встретиться "на себя". Есть кайты, где отстрел делается "поворотом". Поэтому заранее потренируйте этот навык. Если отстрел не сработал, то сбрасываем чикен-луп с крюка трапеции.
В результате, кайт теряет тягу и приводняется. Кайт остается прикрепленным к кайтеру страховочным лишем. Купол плывет по воде и, как правило, разворачивается перпендикулярно ветру (но не всегда).
Внимание! Если кайт запутался и/или продолжает с большой силой тянуть вас от берега или в сторону препятствия, кайтлупит, то надо отстрелить сам лиш. Здесь мы спасаем себя и полностью освобождаемся от кайта. Кайт улетит, а вы останетесь в безопасности. Кайт потом можно будет найти.

Шаг второй – сматываем планку.
Если кайт отстрелен на лиш, то подтягиваем к себе планку за стропу безопасности, которая прикреплена к вашему лишу. Но делайте это осторожно, не наматывая стропу себе на руку или пальцы. Что-то может пойти не так, и стропа может порезать вас или запутаться на вас. Вы должны иметь возможность в любой момент ее отпустить. Подтянув к себе планку, берем ее в одну руку, а второй наматываем стропу безопасности на бар вплоть до самого лиша. Только после этого наматываем остальные стропы на планку, добираясь до самого купола. Закрепляем их, чтобы они не размотались, резинками или узлом на планке. И следим, чтобы вы не запутались в своих же стропах. Иначе это может быть смертельно опасно.

Шаг третий – переворачиваем кайт.
Смотав планку и подплыв к куполу, переворачиваем его в положение «улыбка». И ложимся на него, используя, как спасательное плавсредство. В таком положении можно ждать прибытия спасателей. Или вы можете использовать кайт в качестве паруса, чтобы дойти до берега - но только в том случае, если ветер дует в сторону берега. Сгибаем купол, подтягивая к себе за расстроповку верхнее ухо. Снизу удерживаем кайт одной рукой за баллон на нижнем ухе (на ряде кайтов для этого предусмотрены петли на ушах, чтобы было удобнее держать руками). И таким "парусом" можно управлять верхней рукой, разгибая или сгибая ее в локте, и задавая направление движения. И таким образом, движемся в сторону берега.

Методы спасения в кайтинге.jpg


Шаг четыре - сдуваем центральный баллон.
Если ветер дует от берега (например, поменял направление), или у вас не получается сделать из кайта "парус", чтобы двигаться к берегу, то после выполнения предыдущих трех шагов, делаем Шаг 4: сдуваем центральный баллон, но поперечные баллоны оставляем надутыми. И скручиваем кайт. С таким "рулоном" вас сможет дотащить до берега другой кайтер.

P.S. Во время всех этих манипуляций по самоспасению, ваше внимание будет приковано к кайту, поэтому доску, по возможности, удерживайте на ногах. Если это не получается, то не рекомендуется перецеплять лиш от кайта и крепить доску на себя. Доску вы сможете найти потом - сами или попросив кого-нибудь.

Советы для предотвращения критических ситуаций:
- не катайтесь в оффшорный ветер (когда он дует с берега),
- не катайтесь в одиночку,
- не учитесь кайтингу самостоятельно, пройдите курс обучения,
- не катайтесь далеко, когда невозможно вернуться вплавь самостоятельно.
 
Последнее редактирование:

ExtremeForum

Administrator
Средства защиты и спасения в кайтинге. Общие рекомендации, как минимум, для обучающегося и новичка.

Защитный шлем

Если летом на воде еще можно пренебречь этой рекомендацией, то зимой вам нечего делать без шлема, если вы занимаетесь кайтингом.
  • во-первых это лучшая защита для головы;
  • во-вторых – под шлем практически никогда не задувает ветер (зимой это очень актуально);
  • в третьих – это наиболее удачный способ крепления видеокамеры :)
Спасательный неопреновый жилет (или антишоковый жилет)

Это – летом. Особенно актуален, если вы обучаетесь в месте, где глубоко, и тем, кто не умеет плавать.

Но даже, если вы умеете плавать – спасжилет все равно может понадобиться. Потому, что в нештатной ситуации, к примеру, вам придется распутывать стропы, сматывать планку, плыть за доской или плыть к/за кайтом.

При этом спасательный жилет за счет плавучих элементов и неопрена обладает антишоковым эффектом. А антишоковый жилет обладает некой плавучестью. Но не заменяет собой полностью спасжилет.

Зимой еще: наколенники, налокотники, защитные шорты.

Лиш для доски
Тут мнения резко разделяются. С одной стороны, для обучающегося и новичка полезно, чтобы доска была прикреплена на лиш.
С другой стороны, многие ленятся из-за этого отрабатывать бодидраг.
С третьей стороны, лиш и прицепленная к нему доска могут быть источником опасности во время уборок и т.п.

Что еще?
Что используем, что нет? Причины, наблюдения, рассуждения...
 

ExtremeForum

Administrator

Anatol436

Member
Выскажу свое отношение к ролл-лишу:

Несомненно это вещь очень полезная, правда есть несколько моментов.
Самое пожалуй важное - наличие ролл-лиша не отменяет необходимость обучения бодидрагу и не заменяет собой бодидраг!
Считаю что использовать ролл-лишь необходимо только либо в местах с течением, либо в лайтвинд, когда например при случайной уборке (при ослаблении ветра и т.п.) доска слетела и кайт упал. При попытках перезапустить кайт просто медленно дрейфуешь по ветру. Доска при этом дрейфует очень медленно и остается выше. Запустив кайт добраться до нее бодидрагом и не потерять ее из вида порой просто нереально. Как вариант остается плыть в сторону доски с кайтом в воздухе, но здесь нужен опыт. Если присутствует хотя бы небольшой чеп или волнишка, то шансы потерять доску из виду заметно возрастают. Все вышеописанное для ситуации на глубокой воде. Без опоры. Хотя даже если есть опора, но воды по грудь, то уже очень сложно перезапускать кайт и даже пешком перемещаться в сторону доски.
В случае достаточного ветра, отсутствия течения и умения бодидражить надобность в ролл-лише практически пропадает.
Также не стоит его использовать прыгунам. Даже начинающим. Если есть боязнь при прыжках протерять доску, то лучше просто не уезжать далеко от берега. А если есть опора в дно, то вообще проблем нет.
У меня ролл-лишь есть, специально не покупал, достался б.у. по случаю. Задумался о нем как раз после пары вышеописанных ситуаций. Правда я его так и не использовал. :) Но продавать пока не надумал, планирую прикрутить крепеж к двери. Пусть будет. Порой даю дверь начинающим, и потерять (или искать) ее совсем не хочется.
Может что-то упустил из виду, но если вспомню, то позже добавлю.
 

sharaf

Well-known member
Находясь в кайтинге в качестве новичка, транслирую информацию найденную в инете и непосредственно от трёх инструкторов (вейкбординг и 2 кайтбординга) с которыми общался

Защитный шлем летом на воде
Новички.
Если смотреть на рекомендации инструкторов, включая обзоры многих кайт школ, начальные занятия по пилотированию, бодидрагу и старту катанию, то они в основной своей массе проходят без шлемов. Есть мнение что первые "швабры" в вейке, улёты щучкой вперед и перепрыгивание на старте через доску в кайтинге приводят к прямым падением лицом в воду. А так как шлем работает как черпак, то это усиливает дизориентацию новичка. Нужно понимать, что обучение без шлема идёт на глубине по пояс в ветер 5-8м\с, рядом инструктор и никого больше рядом нет, берег на дистанции 80-100м., т.е. минимальна вероятность встретить головой берег, другого кайтера или свою доску.
Инструктора рекомендуют одевать неопреновые шапочки (привязав к гидрокостюму) или гидрошлем, хотя он после падения может "отлично" свернуться набок и закрыть обзор (сразу "отстрел"). Это вполне обоснованная рекомендация, которая спасет от острых и режущих ударов, спасет голову от перегрева на солнце, если у вас нет удобного шлема.
Начинаем уверенно быстро катать, пробуем прыгать, катаем на споте с плотным трафиком - шлем обязателен.

Опытные.
Тут самое интересное. В шлемах только "лохи" и спортсмены (спросите у продвинутых, у кого есть свой шлем). Но на том же питерском форуме мнения прогрессирующих и опытных райдеров как раз склоняется к правильному. По их мнению шлем обязателен для катающих на гидрофойле, т.к. после падения можно получить им сзади. Шлем обязателен активно прыгающим райдерам, т.к. можно встретиться как со своей доской, так и столкнуться с другим райдером в плотный трафик, а также всегда есть вероятность совершения затяжного прыжка с вылетом на мелководье/берег.

Какой шлем должен быть? Для водных видов спорта! Но какая модель удобна в кайтинге, хотелось бы узнать в этой теме. Есть мнение, что он должен быть с ушами (для защиты барабанных перепонок).
У меня есть шлем для вейка jobe, сделанный качественно и из плотных материалов, но вес в 630гр мне кажется излишним, да и наверно в кайтинге не планируешь прыгать и таранить трамплины и трубы, падать затылком (задний кант в сноубординге). Что я жду шлема, чтобы он однозначно не дергался, не смещался и плотно сидел на голове, поэтому пока учусь в неопреновом шлеме или шапочке.
Какие модели шлемов вы бы рекомендовали?

Неопреновые носки или ботинки
В отличии от продвинутых райдеров катающих босиком, новичкам приходится много топать с кайтом при возвращении после стравливания по ветру. Но главное, что при неудачных стартах, потере доски на глубине до 1м, приходится много топтать по дну и очень велик риск порезать ногу о кораллы, камни, коряги, находящиеся в воде. Наличие, как минимум, неопреновых носков настоятельно рекомендуется.
Существует много вариантов прорезиненных гидроносков и гидроботинок для дайвинга и водных видов спорта. Но я как новичок столкнулся с другой проблемой - хорошо липнущие дайвинговые гидроботинки не скользят на виндсерфинговой доске, а вот в падсы кайтборда вставить ногу становится не просто. Приходится или ослаблять затяжку падсов, или долго шевелить ногой на старте просовывая под дугу падса. Говорят этого эффекта нет в специализированных гидроботинках для кайтинга (а как у вас?). Свою же проблему я решил перенастройкой падсов со сдвигом дуги к носку и изменением полноты дуги (благо в современных падсах f-one всё это предусмотрено в конструкции и падсы очень комфортны для ноги).

Стропорез
Оборудования жалко, может пронесёт.... Наличие стропореза, как страховка - обязательно, но лучше не воспользоваться. О том как можно быстро запутаться в стропах болтаясь на волнах с отстреленным кайтом я описывал уже даже из своего опыта новичка. Наличие стропореза - это первое что проверил, переходя к следующим действиям по спасению на море во внештатной ситуации со стропами, запутавшимися на ногах.

Гидрокостюм
Защита от травмирования и падений на мелководье, защита от гидроудара при падении на скорости и с высоких прыжков, защита от солнца, холодной и соленой воды. Кому то не модно, зато защищенно и удобно.
 
Последнее редактирование:

infopost

Well-known member
Правда я его так и не использовал.
Может это и есть ответ на вопрос? :) Если он есть, но не использовал, значит лиш для уже катающихся по факту не нужен.
PS. Кстати, я когда начинал, тоже купил себе лиш (по совету дилера). Правда не рол-лиш (в то время предлагался по космической цене), а спиральный. Сделал петельку на доске над плавниками (типа, по уму). Но за 10 лет так и не использовал. Где-то лежал. Кто-то решил его у меня купить. Полез смотреть, а лиш уже сгнил и переломился пополам :)

планирую прикрутить крепеж к двери. Пусть будет. Порой даю дверь начинающим, и потерять (или искать) ее совсем не хочется.
А вот здесь, наверное, и кроется ответ. Лиш нужен только откровенно начинающим.

использовать ролл-лишь необходимо только либо в местах с течением,
Возможно, здесь лиш и оправдан, но не знаю. Не катал в таких условиях. К примеру, река с течением, и риск потери доски очень высок.
 
Последнее редактирование:

sharaf

Well-known member
Про лишь для доски разгорались целые дебаты. Мне как новичку его откровенно нехватало, так как после потери доски на глубине в соленом море на волнах у меня не получалось отбодидражить после рестарта кайта. Но учитывая, что меня как новичка, при передозе тяги на старте, могло выкинуть вперед из доски, то есть риск, что размотавшись, лишь может стать катапультой, которая рванет доску в направлении кайтера и можно ею конкретно получить сзади. Кроме того лишь от доски может и запутаться, и мешать при езде как лишинй прибамбас.
Наверно нужно тренировать бодидраг и учиться, как охотники учат собак доставать подстреленную утку, или дети собирают монетки в бассейне ;)
 

Deanisii

Well-known member
Признаться, у меня есть лиш для доски, в виде спирально скрученой веревки.
Типа такого.
twintip_core_leash_petrol_front.jpg
В свое время я им с удовольствием пользовался. Правда совсем не продолжительное время.
Мне кажется этот девайс имеет место быть, но пользоваться нужно аккуратно. Помнить, что шанс получит доской по голове, возрастает.
Плюс длина лиша очень важна. Нужен либо очень длинный, рол-лиш, либо короткий. И тот и другой вариант не сможет создать эффект рогатки.
 

infopost

Well-known member
Еще, для экономии денег, в качестве заменителя рол-лиша предлагают использовать аналогичные по функциям поводки-рулетки для собак :) Но я не пробовал.
 

infopost

Well-known member
Но учитывая, что меня как новичка, при передозе тяги на старте, могло выкинуть вперед из доски, то есть риск, что размотавшись, лишь может стать катапультой, которая рванет доску в направлении кайтера и можно ею конкретно получить сзади. Кроме того лишь от доски может и запутаться, и мешать при езде как лишинй прибамбас.
Нет никаких проблем использовать лиш именно при обучении. Лучше рол-лиш - он разматывается, считается безопаснее. Он для этого и придуман :)
И далее для обычного трамвая его можно продолжать использовать. При освоении трюков - уже каждый решает сам. Он будет мешать - физически и/или психологически. Ну и может стать опасным при определенных условиях.
 
Последнее редактирование модератором:
Верх