Виндсерфинг. Секреты положения шарнира, о которых вы не знали. Часть 1

ExtremeForum

Administrator
Давайте, разберёмся подробно в вопросе, который хотя бы раз, но задавал каждый: «куда и зачем сдвигать шарнир?». Самым распространённым ответом является - «ставь посередине». Но зачем тогда такой длинный погон в доске? На самом деле, профессионалы могут заметить существенную разницу от сдвига шарнира на несколько сантиметров, а всего каких то 6 см (при погоне в 16см) составляют разницу между настройками для среднего и профессионального виндсёрфера.
Подпишись на Экстрим-канал в Telegram

В части 1 мы расскажем о положении шарнира, в зависимости от вашего уровня катания и задач.
Часть 2 будет посвящена ветровым условиям и особенностям оборудования.


Виндсерфинг положение шарнира.jpeg


В виндсерфинге существует две основные характеристики поведения доски – маневренность и скорость (шарнир сдвинут назад), и контроль (шарнир сдвинут вперед).

Положительными характеристиками маневренности будет, например, эффект глиссирования на плавнике во фрирайде или слаломе, подобно летающей машине! Или быстрый отрыв доски от воды на фристайле, и резкие повороты в вейве.

Отрицательный момент – это то, что ваша доска может с лёгкостью взлететь носом в воздух, как ракета, особенно, когда у вас возникают проблемы с давлением на заднюю ногу.

Положительные стороны контроля – более плавные повороты, например, во время фордевинда. Также более «мягкое» поведение доски, т.к. она будет больше разрезать воду, чем прыгать по поверхности.

Но, про это, вы, вероятнее всего уже слышали. Давайте рассмотрим ещё три эффекта, появляющихся от положения шарнира, о которых вы, скорее всего, даже и не думали:

1. Стабильность направления
Стабильность направления (когда ваша доска двигается по прямой линии) лучше при положении шарнира больше впереди.

Здесь вступает в силу утверждение – поставлю шарнир чуть больше вперед – раньше заглиссирую. Это действительно работает для тех, кто только учится стабильно глиссировать. Ведь когда доска может дольше проехать по прямой линии – выход на глиссирование будет гораздо стабильнее, чем когда вы рыскаете носом, приводитесь, и пытаетесь устоять на кусочке мыла.

При меньшей стабильности направления (шарнир назад) более вероятна катапульта, которая случается при резком изменении скорости или направления доски. Как правило, катапульта случается при потери контроля паруса, однако, с технической точки зрения – это резкая смена направления доски, вызывающая падение.

Таким образом, чем меньше у вас опыта, тем больше вам нужна стабильность направления – сдвигаем шарнир вперед!

2. Высота гика
Следующее – высота гика, которая, оказывается, тоже меняется при сдвиге шарнира. Представьте, вы зафиксированы в определенном месте на доске – в петлях, например. У вас в руках гик, находящийся под наклоном от мачты до шкотового угла. При положении шарнира впереди – ваш гик будет казаться ниже.

Низкий гик лучше для контроля, опускает ваш центр тяжести и увеличивает противовес парусу. Более низкий гик также увеличивает давление на переднюю ногу и наветренный борт, что заставляет доску сильнее резать воду, например, в условиях чопа (однако, снижает скорость).
 Более того, большее давление на наветренный борт кренит доску так, что ветер дует в неё сверху, прижимая к воде и увеличивая контроль, нежели чем риск, когда ветер задует под доску и выкинет вас в катапульту.

Итак, передвижение шарнира вперед, снижает высоту гика, увеличивая контроль, особенно в чопе и передозном ветре. Однако, низкий гик увеличивает время выхода на глиссирование.

И перед нами встаёт противоречивая ситуация двух пунктов: с одной стороны, сдвиг шарнира вперёд даёт большую стабильность направления и более быстрый выход на глиссер. С другой, гик становится относительно ниже и не даёт быстро выйти на глиссер.

Таким образом, перед тем как передвинуть шарнир больше вперед для раннего глиссирования – поднимите гик выше!
 Если же вы сдвигаете шарнир для достижения большего контроля - оставьте гик на месте, т.к. заниженный гик даст вам больший результат.

3. Наклон паруса
Наклон паруса – это угол, под которым парус наклоняется назад (когда нижняя шкаторина подходит к корме). При сдвиге шарнира больше вперед, парус наклоняется назад сильнее. При сдвиге шарнира назад, парус становится более вертикальным.

Чем больше наклон паруса назад, тем меньше давления в шарнир. Если же парус более вертикален, давление в шарнир больше, что помогает выйти на глиссирование.

Также, чем больше вы сделаете угол у любого крыла (парус, плавник, крыло птицы или бумажного самолётика), тем меньше тяги и силы будет у этого крыла. Таким образом, увеличивая наклон паруса назад, мы уменьшаем силу в нём. В старые добрые времена длинных досок, длина погона была 60см! И когда райдеры сдвигали шарниры вперед под самый край, парус настолько кренился назад, и стабильность направления была настолько высокой, что почувствовать передоз было невозможным. Таким образом, с помощью этого достигался огромный ветровой диапазон для досок и парусов.

Таким образом, следуя этой теории, более вертикальная мачта даёт больше тяги и силы (шарнир назад), чем мачта, наклоненная назад. Поэтому раннее глиссирование с вертикальной мачтой лучше… Именно поэтому виндсёрферы-эксперты, которых уже не волнует стабильность направления, часто сдвигают шарнир назад для увеличения силы в парусе, маневренности и раннего глиссирования. Это, однако, не относится к райдерам среднего уровня, для которых стабильность направления является ключевым фактором.

Именно поэтому невозможно однозначно сказать, что сдвиг шарнира вперед улучшает раннее глиссирование.

Подытожим
Для более лёгкого восприятия данной информации, сделаем таблицу, которая поможет вам разобраться, куда поставить шарнир во время вашей следующей каталки (все измерения даны относительно центра погона):

Новичек/Средний уровень
Если вы учитесь заходить в петли:
Положение шарнира: вперед на 5см = доска идет по прямой
Высота гика: +5см = раннее глиссирование и проще дойти до петель
Продвинутый уровень
Сделали несколько фордаков, но теряете контроль при заходе:
Положение шарнира: в центре или вперед на 1см = больше контроля
Высота гика: без изменений
Средний уровень
Уже используете петли и учитесь делать фордак:
Положение шарнира: вперед на 3см = больше контроля, плавные повороты
Высота гика: +3см = раннее глиссирование
Эксперт
Делаете фордаки, хотите увеличить скорость и усложнить задачи:
Положение шарнира: назад на 3см = маневренная доска, потенциально больше скорость
Высота гика: без изменений
Профессионал
Виндсерферы этого уровня сдвигают шарнир в диапазонах 5мм и чувствуют разницу!

Итак, надеемся, что вы узнали что-то новое из этой статьи. В части 2 мы более подробно разберем, как влияют погодные условия и особенности строения досок на положения шарнира, и почему погон всё-таки 16 см, в то время как уже 6 см дают огромную разницу. Следите за новостями! Подпишись на Экстрим-канал в Telegram
 
Последнее редактирование:
Верх