ExtremeForum
Administrator
Вода на дороге не менее коварна, чем лед. Когда дождь только начинается, и грязь на дороге еще не смыта, вода, перемешиваясь с пылью, песком и мельчайшими частицами резины, образует на поверхности асфальта опасную для проезжающего автомобиля смесь. Как правило, эта смесь имеет свойства идеальной смазки: на ней увеличивается тормозной путь колес, и риск уйти в неуправляемый занос – максимален.
Во время дождя появляется опасность аквапланирования, когда пятно контакта шин с дорогой исчезает из-за водяной прослойки, и сцепление колес с асфальтом попросту пропадает. Аквапланирование обычно проявляется на залитом водой асфальте при скорости свыше 60 км/ч, а также при торможении юзом, когда колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается. Опасность сохраняется, даже когда воды на дороге не так много – причиной аквапланирования может стать и тонкая влажная пленка. Автомобили с разными типами приводов на водяную гладь реагируют по-разному. На машине с задним приводом сцепление колес с дорогой уменьшается сначала на передней оси, на переднеприводной без контроля остается задняя ось.
Кроме высокой скорости, главными факторами риска аквапланирования является стертый протектор и низкое давление в шинах. Считается, что если высота рисунка на протекторе более двух миллиметров, то автомобиль устойчиво держится на мокрой дороге даже при скорости 100 км/ч. При высоте менее двух миллиметров уже на скорости в 50 км/ч может произойти потеря управления. На гладком зеркальном автобане риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом асфальтобетоне. При движении по мокрой трассе каждая шина выдавливает воду из пятна контакта, образуя перед собой водяной клин. Усилие, необходимое для выдавливания этого клина, может находиться в пределах от 30 до 50 кг, в зависимости от толщины водяной пленки на дороге, а также рисунка протектора, ширины колеса и скорости движения автомобиля. Неприспособленные к мокрой дороге покрышки на больших скоростях не успевают выдавливать из-под себя воду, и в результате машина планирует по тонкому слою водяной пленки, словно по льду. Хорошее сцепление шин с дорогой во время дождя обеспечивается за счет протекторов со специальными каналами, по которым вода удаляется из зоны контакта с дорогой. На дождевых покрышках имеет немаловажное значение и сеть поперечных канавок на протекторе с изменяемым углом наклона. Это позволяет еще эффективней удалять воду. На сухом асфальте такие шины ведут себя как обычные универсальные покрышки.
Итак, как избежать аквапланирования? Не экономьте на старой резине. Перед лужей отпускайте газ. При первых же каплях дождя следует максимально снизить скорость. Наблюдайте за поведением впереди идущих автомобилей. Минимальное «рысканье» соседа – повод снизить скорость. Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте внезапного прекращения аквапланирования. Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но «скупыми» движениями руля. Если аквапланирование все же привело к заносу/сносу — действуйте после выезда из лужи как обычно (на гололеде). На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ — ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду и контакт восстановится. В лужу «влетайте» заранее придав машине нужное направление. Если лужа лежит на повороте, проходить его следует «двойным входом»: первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи. Попав в лужу (чувствуется по легкости руля), резко не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите. Когда машина влетает в глубокую лужу обоими передними колесами, ее рывком осаживает назад. Твердо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны-вверх и будьте готовы к рывкам в сторону. После проезда луж периодически «подсушивайте» тормоза легким нажатием левой ногой.
Борис Королев, инструктор автошколы
Во время дождя появляется опасность аквапланирования, когда пятно контакта шин с дорогой исчезает из-за водяной прослойки, и сцепление колес с асфальтом попросту пропадает. Аквапланирование обычно проявляется на залитом водой асфальте при скорости свыше 60 км/ч, а также при торможении юзом, когда колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается. Опасность сохраняется, даже когда воды на дороге не так много – причиной аквапланирования может стать и тонкая влажная пленка. Автомобили с разными типами приводов на водяную гладь реагируют по-разному. На машине с задним приводом сцепление колес с дорогой уменьшается сначала на передней оси, на переднеприводной без контроля остается задняя ось.
Кроме высокой скорости, главными факторами риска аквапланирования является стертый протектор и низкое давление в шинах. Считается, что если высота рисунка на протекторе более двух миллиметров, то автомобиль устойчиво держится на мокрой дороге даже при скорости 100 км/ч. При высоте менее двух миллиметров уже на скорости в 50 км/ч может произойти потеря управления. На гладком зеркальном автобане риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом асфальтобетоне. При движении по мокрой трассе каждая шина выдавливает воду из пятна контакта, образуя перед собой водяной клин. Усилие, необходимое для выдавливания этого клина, может находиться в пределах от 30 до 50 кг, в зависимости от толщины водяной пленки на дороге, а также рисунка протектора, ширины колеса и скорости движения автомобиля. Неприспособленные к мокрой дороге покрышки на больших скоростях не успевают выдавливать из-под себя воду, и в результате машина планирует по тонкому слою водяной пленки, словно по льду. Хорошее сцепление шин с дорогой во время дождя обеспечивается за счет протекторов со специальными каналами, по которым вода удаляется из зоны контакта с дорогой. На дождевых покрышках имеет немаловажное значение и сеть поперечных канавок на протекторе с изменяемым углом наклона. Это позволяет еще эффективней удалять воду. На сухом асфальте такие шины ведут себя как обычные универсальные покрышки.
Итак, как избежать аквапланирования? Не экономьте на старой резине. Перед лужей отпускайте газ. При первых же каплях дождя следует максимально снизить скорость. Наблюдайте за поведением впереди идущих автомобилей. Минимальное «рысканье» соседа – повод снизить скорость. Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте внезапного прекращения аквапланирования. Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но «скупыми» движениями руля. Если аквапланирование все же привело к заносу/сносу — действуйте после выезда из лужи как обычно (на гололеде). На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ — ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду и контакт восстановится. В лужу «влетайте» заранее придав машине нужное направление. Если лужа лежит на повороте, проходить его следует «двойным входом»: первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи. Попав в лужу (чувствуется по легкости руля), резко не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите. Когда машина влетает в глубокую лужу обоими передними колесами, ее рывком осаживает назад. Твердо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны-вверх и будьте готовы к рывкам в сторону. После проезда луж периодически «подсушивайте» тормоза легким нажатием левой ногой.
Борис Королев, инструктор автошколы