Что ожидает новичка в кайтинге?

extreme

Administrator
f8774a440e0b.jpg


Кайтсерфинг (он же кайтбординг) - это дорогая экипировка и довольно длительное обучение. И только потом — полная свобода, единение с ветром, воздухом и водой. И еще — совершенно бесплатная каталка без ограничений по времени и локации.

Что это такое?

Со стороны это выглядит, как человек, привязанный напрямую к парашюту. На самом деле, все немного гуманнее.

Кайтсерфер — это доска, трапеция, надевающаяся на пояс, планка, крепящаяся к трапеции посредством крюка, и, собственно, строп и кайт (тот самый парашют). Про две страховочные системы, стропорез и дипауэр сейчас не будем, и без них все выглядит сложно.

Таким образом, кайтер не держит свой «парашют» в руках, он скорее работает для него якорем. Руки остаются свободны, их задача — дергать кайт за стропы, заставляя складывать «уши», набирать больше или меньше воздуха. Собственно, таким образом можно менять силу тяги и направление движения и двигаться практически в любом направлении ветрового окна.

Сам кайт, по сути, — это большой воздушный змей с надувными ребрами жесткости. Надувать их придется перед каждой каталкой заново.

Сам кайт, по сути, — это большой воздушный змей с надувными ребрами жесткости. Надувать их придется перед каждой каталкой заново.

До недавнего времени обязательной частью экипировки кайтсерфера были шорты, держащиеся на бедрах силой мысли. Но времена меняются, сейчас кайт-мода стала добрее и человечнее.

1578231867105.png



Что такое парафойл и при чем тут серфинг?

Кайт-индустрия эволюционирует очень быстро. Меняется форма кайта, количество строп, механизм надувания кайта. И разница между старым и новым поколениями действительно ощутимая, как между машиной на механике и на автомате.

Кроме обычного «надувастика» — кайта, держащего форму за счет баллонов с воздухом, — существуют парафойлы. Обычно они большего размера, зато надувать их не надо: парафойлы держат форму за счет воздуха, сдерживаемого внутри них системой клапанов. Выглядят они эпично, но, говорят, не слишком приспособлены к воде: могут хлебнуть и больше не взлететь.

Доски тоже бывают разными. Классический вариант — симметричная доска с плавниками. Ноги вставляются в падсы — мягкие петли-крепления. Вариант для искушенных — серф. Выглядит как, собственно, серф, и ведет себя так же. Суровые гонщики используют также доски с жестким фиксирующим креплением. Но это все — следующий уровень эволюции.

Как начать?

Пока вы учитесь, кайтсерфинг заставит вас пройти все пять классических стадий принятия неизбежного.

Отрицание
Вы просто не понимаете, как такое может быть. Сноуборд, скейт, курсы выжигания, диплом МГУ и медитации каждый вечер… все это не работает, когда в руках оказывается планка кайта. Потому что у него есть свое мнение по поводу любого действия ничтожного человечка, пристегнутого снизу.

Злость
С первого раза получается примерно у одного человека из 20. И этот человек ужасно бесит. Как и инструктор, который раз за разом предлагает делать вещи, влекущие за собой не самые приятные последствия при малейшей ошибке. Например, пролет над водой почти без касаний или упражнение для человека-кальмара (оно же бодидраг, об этом чуть позже). А еще ужасно злит, что ветер не тот, кайт не слушается, доска не едет.

Торг
В какой-то момент начинает казаться, что этот подлец вверху одушевлен и абсолютно разумен. И его цель — поиздеваться над жалкими человечишками. Но попытки договориться миром тоже не работают.

В какой-то момент начинает казаться, что этот подлец вверху одушевлен и абсолютно разумен. И его цель — поиздеваться над жалкими человечишками. Но попытки договориться миром тоже не работают.


Депрессия
Кайт умеет доводить даже самых стойких. Когда не работает ни злость, ни уговоры, ни попытки рационального подхода, остается только принять собственную несостоятельность и посидеть на берегу в отчаянии. А затем вернуться на воду еще разок, для закрепления провала.

Принятие
Именно на этом этапе обычно происходит прорыв. Когда вы уже совершенно спокойны, когда результат уже не важен (ясно же, что это фаталити). Вы просто пробуете еще разок и — хоба! — кайт слушается, доска едет и даже кантуется… Это не мистика, просто кайт-серфинг — это в первую очередь про расслабление и концентрацию на текущем моменте. Как бы по-хипстерски это ни звучало.

Этапы обучения

Качай!

Первый этап — научиться раскладывать стропы и накачивать кайт. Пока — ничего сложного, к тому же отлично прокачивает ягодичные мышцы.

f8774a440e0b.jpg


Пилотирование
Вас пристегивают к небольшому кайту, сзади пристегивают инструктора в качестве противовеса.
Не стоит соглашаться на предложения поиграть на занятии с «пилотажкой» (совсем маленький кайт, предназначенный для обучения непонятно кого). Крепление строп и планка у него совершенно другие, да и реагирует на действия человека он совсем не так, как «взрослый» кайт. Если хочется поиграть с чем-то летающим, лучше купить себе красивого воздушного змея — пользы будет столько же.

81e34d7a4a8a.jpg


Человек-кальмар
Второй этап обучения — это бодидраг. И он, пожалуй, самый прикладной из всех подводящих. Бодидраг учит вырезаться вверх по ветру без доски, используя тело в качестве плавника (или канта доски, если так понятнее).

Беда в том, что в человеке есть рот и нос: отверстия, через которые вода с ускорением от тянущего кайта попадает внутрь. Новички обычно не могут контролировать положение своего тела над водой, поэтому им приходится тяжелее всего: возвращаясь с воды, чувствуешь себя китом, больным булимией, изо всех сил отобедавшим планктоном.

0ac1191e7460.jpg


Но сам бодидраг умение и правда очень полезное. И не только потому, что учит управлять кайтом «в бою». Просто в будущем вы будете неоднократно терять доску: к этому ведет практически каждое падение или неудачный прыжок. За те секунды, что вы отплевываетесь и поднимаете кайт, вас снесет ниже по ветру. А доску унесет течением. И встретиться снова вы сможете только в том случае, если сами сумеете зарезаться против ветра.

Доска
Этап, успешное прохождение которого открывает вам дорогу в кайтсерфинг. Дальше все будет намного проще и быстрее, скорее всего, вам даже не понадобится инструктор.

Но сейчас главное понять, как это вообще возможно — одновременно держать планку, контролировать кайт, не тонуть и не заплывать под стропы и параллельно — надевать доску. Основное правило тут — не тормозить и не нежничать с кайтом. Чем дольше вы болтаетесь под стропами с доской, тем менее управляемой становится ситуация. А планку для старта лучше слегка пережать, чем не дожать, как минимум вы поймете, что должно произойти, а в идеале — сразу встанете на доску.

4f27b24cd019.jpg


Где учиться?

Что бы вам ни говорили, настоятельно советуем учиться пилотированию именно на воде. Да, это холоднее и не так круто смотрится со стороны. Но пропахать собой траншею все же хуже. И травмы там будут куда заметнее, чем мокрые волосы или уплывшие очки: не одно колено полегло на таком обучении, не дав ученикам дойти даже до попыток встать на доску.

Также не стоит сразу ехать во Вьетнам или другие места с большими волнами. Это как учиться водить на «Жигулях»: страшно, сложно, неудобно, но потом можно управлять хоть звездолетом без инструкции.

В остальном подойдет любое место, где дует и есть приличные школы со своей спасательной лодкой. Идеально учиться в Египте или вообще на кайт-сафари в Красном море. Близко, сравнительно недорого с точки зрения проживания и максимально обжито нашими катающимися соотечественниками.
Есть хорошие споты в Благовещенке, Ейске и даже в Ярославской области — например, знаменитое Плещеево озеро. Но тут с ветром нет никаких гарантий. Под ваш отпуск он подстраиваться точно не станет, у него свои планы.

c762e1d91bfb.jpg


Многое о нашем ветре говорит тот факт, что в кайтинге существует понятие «русский старт». Он считается очень опасным, поскольку кайт поднимается из зоны максимальной тяги. Но в Ейске, например, ему учат в первую очередь (это последний шанс поднять кайт, когда ветер совсем скисает).

Просто учитывайте, что можно две недели полировать планку зубами на рваном или нестабильном ветру — и так ничему и не научиться, кроме самоспасения и «русского старта». Или за неделю в Египте или Марокко, где дует всегда, освоить всё необходимое и даже зачем-то получить кайтерский паспорт IKO, без которого иногда не дают оборудование на прокат.

Где кататься?

Самые известные споты с хорошими школами и гарантированным ветром в сезон — это Марокко, Маврикий, Египет, Тенерифе и Филиппины. Но встретить кайтеров можно и в Турции, и на Камчатке, и на Белом море

cf77785f5e35.jpg


А вот с домашними спотами есть нюансы — к сожалению, подойдет не каждое озеро или залив. Помимо широкой воды, кайту нужен ровный ветер, а не рваный. Соответственно, с той стороны, откуда он дует, не должно быть холмов и высоких построек.

Хороший спот для начинающего кайтера должен предусматривать «спасалку» — лодку со специально обученными людьми, которые вас заберут с воды, не обмотавшись стропами и не забыв в волнах доску. К сожалению, идеальные условия бывают не всегда, поэтому лучше не выходить на воду в полном одиночестве. А то потом о вас снимут плохой голливудский фильм — типа «Отмели» — про выживание на воде.

Сколько это стоит?

В идеальном мире для комфортного катания потребуется два (а лучше три) размера кайта. Например, 9 и 12 метров. Это позволит кататься практически в любой ветер (чем сильнее ветер, тем, соответственно, меньше площадь крыла). Это самая дорогая часть экипировки: стоимость начинается от 1000-1500 и более долларов за один кайт. Планка и страховочный лиш чаще всего идут в комплекте. Также понадобится трапеция (от 100-150 долларов) и кайтборд (от 300-500 долларов). Дальше уже мелочи: насос, гидрокостюм, лайкра…

Из плюсов — вложение это разовое. Если, конечно, вы не будете постоянно развешивать свои кайты по близлежащим ёлкам или пальмам (это периодически происходит и для кайта не смертельно. В первые несколько раз).

3afeb87cee4e.jpg

Весь комплект оборудования и экипировки обойдется в сумму от 1500-2000 долларов и выше

Б/у оборудование покупать тоже можно, но в случае с кайтом — с большой осторожностью. Потому что соленая вода и песок могут сильно потрепать ткань, из которой он сшит. Особенно, если у прошлого хозяина не было привычки регулярно опреснять оборудование и вовремя убирать его с пляжа после каталки. Соответственно, кайт будет постоянно рваться, чем очень быстро достанет нового хозяина.

1293ed369f14.jpg


Опасности

Самое опасное в этой истории — момент обучения. Дальше все намного мягче и более контролируемо.
Да, среди кайтеров ходят слухи про тучу-наковальню, которая засасывает всех, кто попадается на ее пути, а потом выплевывает, куда захочет. Но шанс встретиться на воде с новичком, который уронит на вас свой кайт, куда выше.

На случай полного неразрешимого ада, кайтинг предусматривает несколько страховочных систем, последняя из которых позволяет полностью избавиться от оборудования. Да, это дорого, но, во-первых, его потом можно найти, наняв лодку, во-вторых, чинить себя все же дороже, чем кайт.

И еще. Опасайтесь виндсерферов: многие из них возят с собой стропорезы на случай падения кайта на них сверху (это действительно периодически происходит, причем чаще всего кайтер спокойно едет дальше, а бедный виндсерфер оказывается в воде).

Помогаторы

Это достойно отдельного пункта среди опасностей. Потому что помогаторы — намного опаснее любой стихии, ведь им движет желание причинить побольше добра.

Есть одно важное правило: не надо помогать кайтеру, если он сам об этом не просит или вы сами не катаетесь. Скорее всего, помощь сильно подпортит положение дел. Вот несколько вариантов, которые гарантированно сделают жизнь кайтера интереснее (не надо так делать!):

Ситуация: человек с кайтом над головой идет по берегу, едва касаясь земли и подлетая на полметра от каждого порыва.
Как «развеселить» кайтера: Подойдите и «спасите» его, дернув за палку, которую он держит в руках.
Что будет? Вы запустите ни в чем не повинного человека, которому, видимо, и без того многовато ветра, куда-то в прохладную стратосферу. Вам смешно, а подобные прецеденты случаются систематически.
Ситуация: Кайт лежит на воде, человек на определенном удалении от него ковыряется в своей экипе.
Как «развеселить» кайтера: попытайтесь подойти к нему и спросить, все ли хорошо. Будет еще интереснее, если вы подплывете к нему на лодке или скутере.
Что будет? В случае с лодкой у вас все шансы порубить стропы винтами. Пешком или вплавь — запутаться в них и создать натяжение, которое заставит кайт взлететь. Лучше не надо пробовать, достанется и вам, и владельцу кайта. Но он хотя бы сможет отстегнуться.
Ситуация: Кайтер просит его припарковать. Вы никогда этого не делали, но полны решимости и доброго расположения духа.
Как «развеселить» кайтера: поймайте кайт и отпустите, когда кайтер расслабится или отвлечется на доску.
Что будет? Будет не очень приятно. Лучше не надо.

«Зa» и «Против»

Плюсы
:
  • Крутая компания: кайтом занимается куча телевизионщиков, топ-менеджеров и просто интересных людей
  • Повод побывать в самых странных местах, например, в Западной Сахаре
  • Очень гармонично прокачивает мышцы
  • Ветер — это бесплатно
  • Экипировка летает бесплатно большинством иностранных авиакомпаний
  • Вы учитесь определять направление ветра по кончикам ушей
6defabd59af0.jpg

Вы сможете побывать в самых странных местах. Например, в Дахле, Западная Сахара (Марокко).

Минусы:
  • Вызывает зависимость
  • Стропы надо постоянно то раскладывать, то распутывать. Вашей развитой мелкой моторике позавидует любой детсадовец
  • Дорогая экипировка
Увидимся на воде!

Авторы текста: Анастасия Шабловская
Источник: itboat.com
 
Последнее редактирование модератором:

sharaf

Active member
Любопытная статья. Но как и любая статья имеет повод поспорить. Далее, из собственного опыта новичка с первым годом катания

Стадии:
  1. Хочу как они
  2. Бесрассудство (недооценивание серьезности снаряда, цепляя на себя трапецию)
  3. Страх (после того как улетел, ударился, узнал про мелководье, узнал про передоз, подверг опасности друга или члена семьи, чуть не утопился, запутался в стропах а кайт пошел на взлет).
  4. Осмысление что это спорт и требует экипировки и постепенной тренировки
  5. Рутина обучения и поиска ветра
  6. Ура! - получилось развернуться, остальной прогресс зависит от ваших возможностей.
В статье озвучен не понятный бюджет, наверно по старому курсу РУР. Просматриваются такие варианты:
  1. Минимальный бюджет - это тур обучения на 10 занятий в кайт школе. Это может быть тур с хорошо известным вам клубом на теплом море (нужно тщательно узнавать по отзывам адекватных друзей или их друзей общаясь в личку), или в течении сезона занятие в своём домашнем клубе с их оборудованием, обучением тренером и присмотром инструктора.
  2. Потраченная сумма, это всего лишь ваш расход на этот спорт в этом году. Следующий год будет дороже - начнете покупать своё снаряжение и покупать туры на море для катания (отдыха будет мало, т.к. или ветер с кайтом или пляж без ветра). Оборудование будет быстро терять в цене и морально устаревать.
  3. Дорого - покупка своего кайта и оборудования б/у, но не того на чем можно поехать, т.к. как обычно и бывает - не угадал. Нужна линейка кайтов, линейка досок и обвеса. Несколько частных занятий с инструктором. И много времени на самообуч. В сумме выходит прилично.
  4. По-богатому - поход к рекомендованному дилеру и покупка полного комплекта с нуля. Подберут всё что надо, и у вас волнения, что что то устарело не будет, но "Итого" узнаете сами.
Обучение:
  1. Самостоятельно - если вы живете на море с правильным ветром и кайтерами под боком. Совет опытных со стороны всегда очень полезен
  2. С инструктором - внимательно узнавайте отзывы, чтобы это не превратилось самовыживание
  3. Инструктор или кайт школа на комплексное обучение - по моему мнению, дорогой, но самый дешевый вариант для первого года.
Что вам нужно на кайт спот:
  1. Гидрокостюм и гидроботинки. Можете взять на прокат, но если немного думаете о гигиене, то это самые дешевые позиции и расходы в этом спорте.
  2. Посмотреть видеоролики по обучению с инструктором, чтобы потом адекватно его слушать, когда он будет вас учить, а всё ваше внимание будет за дёргающимся и абсолютно своенравным кайтом.
  3. Найти массу личного времени и забыть о многом. Нужно понимать, что это не спорт которым занимаешься когда хочешь, а здесь ловишь ветер, момент и несешься на спот или в аэропорт на каталку.
  4. Личный автомобиль или друзей, с кем экстренно выезжать, иначе споймать ветер не просто.
Заблуждения:
  1. Не нужен тренировочный кайт - начав с малого размера и освоив пилотирование на суше, вы лишаете себя удовольствия рискнуть здоровьем и ничему не научиться на воде. Освоив пилотирование, почувствовав планку, понять рост тяги, спокойно осознать управление, и тогда на на воде вы начнете учиться катанию. Уверенное пилотирование на суше, позволит сосредоточиться на доске и технике катания, а не дерганьи и борьбе с кайтом. Иначе, выйти из шока находясь подвешенным на крюке, съезжающей под ребра трапецией и рвущимся зверем в воздухе - не так и просто.
  2. сидячая трапеция (или как о ней презрительно написано в статье) - в сидячке, на первых порах как минимум, вас не будет отвлекать съезжающая вверх трапеция. Не модные фото? У вас лицо будет не для фото ;)
  3. фотки красивых ножек девчонок в купальниках и волосатых крепких парней в шортах - в реальности гидрокостюм и максимальная защита, ветрище, борьба и максимальное сосредоточение. До таких фоток очень далеко.
  4. поехал за трёхдневный курс - за это время может и поедешь, но скорее только поймёшь, хочешь ты этим заниматься или нет. Как и любой спорт, он требует регулярной тренировки и плавной динамики вырабатывания мышечной памяти, наработки опыта.
Из хорошего - когда поехал, это фантастически прекрасно. А на теплом море - это целый день интересного занятия, а в целом успешный отпуск.
 
Последнее редактирование модератором:
Верх